Нормативное регулирование налогообложения,

связанного с новацией государственных ценных бумаг


Автор: Петренко Елена Владимировна


По состоянию на конец 1998 года у банка или у предприятия имелись государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ) (будем в дальнейшем для общности именовать владельца государственных бумаг - Инвестор). В первом полугодии 1999 года эти ценные бумаги были фактически погашены государством (бумаги списаны со счетов Депо инвесторов и в дальнейшем в обращение не поступали). В результате погашения Инвестор получил некое имущество, которое является по своей экономической сути выручкой от реализации (в данном случае погашения) государственных ценных бумаг.1


Коль скоро имеет место реализация, может возникнуть и налог на прибыль. Одна из задач данной статьи состоит в том, чтобы разобраться в действующем порядке налогообложения финансового результата от рассматриваемой операции.

Порядок расчета общей суммы получаемой выручки («результат новации») и способы ее получения (состав имущества) определены «Основными условиями осуществления новации по Государственным краткосрочным бескупонным облигациям и Облигациям Федеральных Займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенным в обращение до заявления Правительства Российской Федерации и Центрального Банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства по вновь выпускаемым Облигациям Федеральных Займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от «12» декабря 1998 г. № 1787-р, (в дальнейшем - Основные условия). К этому документу прилагается таблица. Из таблицы можно узнать сумму обязательств по одной бумаге каждого заменяемого выпуска. Умножив число из таблицы на количество бумаг, и сложив полученные величины по всем выпускам, мы получим сумму обязательств Минфина РФ. Обозначим эту величину через S.

Здесь важно заметить, что в составе обязательств Минфина РФ в том виде, в котором они определены Основными условиями, отсутствует купонный доход по ОФЗ. Следовательно, ранее уплаченный НКД по ОФЗ как бы вливается в их учетную стоимость. Его не нужно больше выделять отдельно, так как дальше с ним ничего происходить не будет (он становится частью средств, уплаченных при приобретении заменяемых бумаг).

Указанные выше обязательства Минфина РФ оформляются следующим образом (приводим общий случай, для наших целей его достаточно2):

70%S - выдаются ОФЗ-ФД (двенадцать выпусков, номинал одной бумаги 10 руб., государственный регистрационный номер 27). ОФЗ-ФД выдаются по номиналу, то есть их число определяется простым делением суммы, равной 70%S, на 10 руб.;

20%S - выдаются ОФЗ-ПД (один выпуск, номинал одной бумаги 1000 руб., государственный регистрационный номер 25). ОФЗ-ПД выдаются по номиналу, то есть их число определяется простым делением суммы, равной 20%S, на 1000 руб.;

10%S - предполагается денежным обязательством Минфина РФ.

Часть суммы 10%S, образовавшаяся от ГКО, срок погашения которых истек «до момента осуществления новации» 3 , увеличивается исходя из 30% годовых с даты погашения этих ГКО «до момента опубликования документов», упомянутых в последнем пункте Постановления Правительства 4 об утверждении Основных условий. Обозначим соответствующий прирост через r.

Из сопоставления текстов пунктов 2 и 4 Основных условий следует, что это r, как и сумма S, представляет собой тоже «обязательство по результатам новации». Следовательно, общая сумма выручки Инвестора от новации бумаг составляет S + r . Таким образом, на наш взгляд, попытки некоторых инвесторов трактовать сумму r как полученный внереализационный доход и выделять ее из общей суммы выручки не находят приемлемого обоснования в нормативных документах.

Итак: сумма денежного обязательства Минфина РФ составляет 10%S + r. Часть этой суммы, равная 2/3 (10%S + r), выплачивается путем передачи ГКО (два выпуска, каждый выпуск на 50% от указанной величины, номинал одной бумаги 1000 руб., срок погашения одного из выпусков в марте 1999 года, другого - в июне 1999 года). В п.4 Основных условий сказано: выпуски ГКО «с доходностью 30% годовых». Следовательно, количество получаемых ГКО будет определяться для каждого из двух выпусков как деление суммы 1/3 (10%S + r) на стоимость размещения этого выпуска ГКО, которую устанавливает Минфин РФ (как заявлено, исходя из как минимум 30% годовых доходности)5.

Налогообложение получаемого дохода. Для того, чтобы лучше разобраться в том, как законодательство о налоге на прибыль регулирует налогообложение рассматриваемой операции, рассмотрим это регулирование в его историческом развитии.

1. До всяких специальных изменений к Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий» (то есть до конца 1998 года) 6.

Если бы замена старых государственных ценных бумаг на новые (новация) произошла до конца 1998 года, то Инвестору следовало бы определить выручку от реализации каждого отдельного выпуска, то есть разделить всю выручку (S + r) между всеми бумагами портфеля. Дальше следовало облагать получившийся финансовый результат от реализации каждого отдельного выпуска в обычном порядке, с той лишь разницей, что в составе выручки по ОФЗ нет купона. Сразу встает вопрос: как делить выручку? Этот вопрос, как мы увидим дальше, лишь недавно разрешен нормативными документами. Два варианта напрашиваются сразу: пропорционально количеству бумаг каждого выпуска или пропорционально учетной стоимости каждого выпуска во всем портфеле. Далее мы увидим, какой ответ дает нынешнее налоговое законодательство.

2. Согласно Закона РФ № 192-ФЗ от 29.12.1998 г. (то есть в первом квартале 1999 года)7.

Данный Закон вступил в действие с 01.01.1999 г. Закон установил, что прибыль, полученная в результате новации, не облагается налогом на прибыль в доле, направленной на приобретение новых (то есть только что выпущенных) государственных ценных бумаг.

Выходит, Инвестору нужно знать именно долю прибыли, а не выручки, направленной на реинвестирование.

Вся прибыль (P) считается просто: выручка (S + r) минус учетная стоимость заменяемых бумаг (весь пакет).

Как посчитать ее долю, направленную на реинвестирование, если реинвестируется часть выручки, а не прибыли? По нашему мнению, путь здесь только один: определить долю реинвестиций в выручке и применить эту долю к прибыли. В наших обозначениях получаем:


70%S + 20%S + 2/3 (10%S + r) = реинвестированная выручка
S + r = выручка

Обозначим искомую долю через D. После этого произведение P*D представляет собой необлагаемую прибыль. Оставшаяся часть P*(1-D) облагается как прибыль от реализации ценных бумаг. Следовательно, она должна быть поделена между налогом по ставке 15% и налогом по базовой ставке (для банков и кредитных организаций - 43%, для обычных инвесторов - 35%). Здесь остается вопрос п.1): делить поштучно или взвешивать по учетной стоимости?

Как мы уже отмечали выше, в выручке нет купонного дохода, так как при определении суммы обязательств в Основных условиях нет никаких упоминаний о прибавлении купонного дохода: просто говорится о сумме обязательства. Следовательно, здесь нет оснований выделять из облагаемой прибыли НКД (который облагался бы по ставке 15%).

Еще один нюанс. В данном Законе сказано: не облагается прибыль при условии реинвестирования «полученных денежных средств» - то есть формально есть основания трактовать эту фразу так, что из под обложения вынимается только то, что получено деньгами, то есть то, что выдано в виде ГКО. А что же с остальной частью? Здесь, на наш взгляд, возможны два варианта трактовки: либо в этой части вообще нет прибыли, а следовательно, нечего облагать, либо эта часть облагается полностью. Вероятнее всего, в данном Законе допущен некий «дефект речи», и имелись в виду именно «средства, полученные» (тем более, что вышедший в конце марта 1999 года Закон РФ № 62-ФЗ слово «денежные» из рассматриваемой фразы убрал).

3. Согласно Закона РФ № 62-ФЗ от 31.03.1999 г. (то есть начиная со второго квартала 1999 года по настоящий момент) 8.

Данный Закон вступил в действие с 01.04.1999 г. Закон установил два важных положения (поменял формулировку тех абзацев, которые были введены предыдущим Законом РФ № 192-ФЗ):

1) не облагается прибыль, полученная в результате новации, при условии реинвестирования полученных средств во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги;

2) не включаются в налогооблагаемую базу денежные средства, выплачиваемые при новации.

Первое положение не содержит ничего нового, а второе, по нашему мнению, кардинально меняет ситуацию. Выше мы видели, что вся выручка состоит из двух частей: новые бумаги и деньги. Следовательно, и вся прибыль состоит из суммы денежных средств и суммы, реинвестированной в новые бумаги. Получается, что вся прибыль в результате новации априорно не должна попасть под налогообложение.

Подобный вывод логически напрашивается из текста указанного Закона.

Хотя нужно отметить, что сам текст стилистически крайне плох, что может вызвать достаточно обоснованные попытки трактовать его иначе, чем предложено нами. В частности, во фразе, что полученные в результате новации денежные средства не облагаются налогом на прибыль, написано так: «...денежные средства, выплачиваемые при выкупе (погашении), в том числе новации, владельцам указанных ценных бумаг в качестве частичного возврата государством предприятию его затрат на приобретение ГКО и ОФЗ...». То есть, строго говоря, нужно разбираться, какая сумма выплачивается в погашение затрат, а какая - сверх погашения затрат, и следовательно, какая сумма является прибылью.

Если предположить, что данная формулировка Закона не выводит из под налогообложения часть прибыли, выплаченную деньгами, то получится, что данная редакция Закона не вносит ничего нового, по сравнению с Законом № 192-ФЗ. Именно такого мнения придерживаются некоторые сотрудники налоговых органов, отвечая на различных семинарах на вопросы о налогообложении результатов новации.

На наш взгляд такая трактовка, как минимум, не единственно возможная, а как максимум, не находит однозначного подтверждения в нормативных документах, касающихся новации. Главная причина нашей уверенности в этом такова: в Основных условиях ничего не говорится о суммах, выплачиваемых в порядке частичного возврата затрат на приобретение, следовательно, это не есть какая-то часть выручки, которую можно выделить на законном основании.

Есть еще две причины:

1) Строго говоря, любая наперед взятая часть обязательств Минфина РФ перед Инвестором в результате новации может считаться возвратом затрат на приобретение. Следовательно, можно говорить, что именно деньги и есть этот возврат. Тем более, что живых денег Инвестор-владелец обмениваемых госбумаг получает очень немного: заведомо меньше чем первоначальные расходы на приобретение обмениваемых бумаг.

2) Вышеуказанная фраза сама по себе не оперирует никакими понятиями, встречающимися далее в тексте Закона, так что любая ее трактовка будет лежать в области домыслов (или подзаконных актов, которых на сегодняшний день нет).


Таким образом, в действующей на сегодняшний день редакции Закона РФ «О налоге на прибыль...» при желании можно найти обоснование для следующих вариантов налогообложения результатов новации, произведенной после 01.04.1999 г.:

1. Весь полученный финансовый результат не облагается налогом на прибыль.

2. Облагается налогом на прибыль часть доходов, полученных непосредственно денежными средствами. То есть нужно определить сумму прибыли, полученную деньгами, затем полученную величину разделить между прибылью по ГКО (ставка налога 15%) и прибылью по ОФЗ (базовая ставка налога: для банков и кредитных организаций - 38%, для прочих инвесторов - 30%).

3. Любой промежуточный вариант между двумя вышеописанными (говоря математическим языком, любая их линейная комбинация).


Совершенно очевидно, что каждый налогоплательщик, принимая решение о том, какой из описанных вариантов применить, будет самостоятельно решать для себя вопрос о том, какой из вариантов ему наиболее выгоден и при этом имеет наименьшие шансы навлечь на предприятие штрафные санкции со стороны налоговых органов. Для решения этого вопроса следует иметь в виду наличие в действующей редакции Налогового Кодекса РФ положения о том, что любые неустранимые сомнения и/или противоречия в требованиях налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика (Статья 3, пункт 7).

Именно на этом и базируется наша уверенность в правомерности применения любого из трех описанных выше вариантов.


Учитывая, что полученные в результате новации ГКО были погашены уже в первом полугодии 1999 года, встает вопрос об определении порядка налогообложения доходов от реализации и погашения бумаг, полученных в результате новации. Никакого особого порядка налогообложения самого дохода законодательством не предусмотрено. Здесь вопрос стоит иначе: как определить саму сумму дохода?

Обратим внимание читателей на тот факт, что рассматриваемые далее положения законов относятся к определению прибыли, облагаемой по базовой ставке налога. Что же касается 15-процентного налога на доходы по госбумагам, то порядок его применения не изменился, то есть продолжают действовать общие положения.

Закон РФ № 192-ФЗ (подлежит применению по результатам операций первого квартала 1999 года) установил порядок определения дохода от реализации и погашения полученных бумаг. Доход определяется как разница между выручкой и первоначально оплаченной стоимостью. При этом выручка берется за минусом «процентного дохода, подлежащего выплате по ГКО и ОФЗ и включенного в номинальную стоимость ценных бумаг», полученных в результате новации. 9

В данном случае важно, что этот Закон не дает определения «оплаченной стоимости». Ее определение появилось в нормативных документах позже: в Законе РФ № 62-ФЗ.

Следовательно, до момента выхода Закона РФ № 62-ФЗ Инвестор имел право применять обычное определение «оплаченной стоимости» - то, что заплачено за ценные бумаги, а следовательно, для случая ГКО (выпуск № 21132 сроком погашения 24.03.1999 г.) это цена размещения Минфина РФ. Поскольку дальше Закон говорит о дополнительном исключении из выручки части процентного дохода, включенного в номинальную стоимость этих бумаг, получается весь доход по полученным в результате новации ГКО не облагается налогом (так как разница между ценой размещения Минфина РФ и номиналом как раз и есть включенный в номинальную стоимость доход - это прямо вытекает из п.4 Основных условий).

Здесь самое время еще раз напомнить, что рассматриваемые положения Закона относятся к расчету налогооблагаемой прибыли по базовой ставке (в случае кредитных организаций - 43%, для прочих инвесторов - 35%) и не имеют отношения к статье Закона о налоге на прибыль, в которой описывается база для налога на доходы по государственным ценным бумагам. То есть доход по этим выпускам ГКО попадает под налогообложение налогом на доходы по государственным ценным бумагам (15%) в обычном порядке.

Закон РФ № 62-ФЗ не изменив в данном вопросе ничего принципиально 10, конкретизировал понятие «оплаченной стоимости» бумаг, полученных в результате новации. Это, как выяснилось, сумма затрат на приобретение погашенных в результате новации ценных бумаг (то есть цена покупки плюс комиссионные) за вычетом полученных при новации денежных средств. Так определяется оплаченная стоимость всего пакета.

Что же касается оплаченной стоимости каждой отдельной бумаги, то согласно Закона, она рассчитывается делением оплаченной стоимости всего пакета на количество всех бумаг. В Письме Министерства РФ по налогам и сборам № ВГ-6-05/751 от 23.09.1999 г. (опубликовано в Финансовой газете, № 40) уточнено, что оплаченная стоимость одной государственной ценной бумаги, полученной в результате реструктуризации (новации), определяется как «...оплаченная стоимость всех полученных государственных ценных бумаг, деленная на количество бумаг по их видам, включая погашенные 24.03.99 ГКО выпуска № 21132 RMFS...»

Таким образом, при желании Инвестора, изложенная выше методика определения оплаченной стоимости может применяться и к бумагам, реализованным до выхода Закона РФ № 62-ФЗ и Письма МНС РФ № ВГ-6-05/751 от 23.09.1999 г.

Приведенный в тексте Письма МНС РФ № ВГ-6-05/751 от 23.09.1999 г. числовой пример поясняет, как определить долю оплаченной стоимости всего пакета, относящуюся к каждому виду полученных Инвестором при новации ценных бумаг. Для этого нужно сначала определить процентную долю каждого вида бумаг в общей стоимости нового портфеля ценных бумаг (ГКО выпуска 21132 и ГКО выпуска 21133 по ценам размещения Минфина РФ, ОФЗ-ПД по номиналу 1000 руб. за 1 штуку, ОФЗ-ФД по номиналу 10 руб. за 1 штуку). После этого по тем же процентным долям рассчитывается оплаченная стоимость каждого вида полученных Инвестором ценных бумаг, затем путем деления на количество бумаг каждого вида получается оплаченная стоимость одной ценной бумаги данного вида.

Мы не будем приводить в тексте настоящей статьи числовые расчеты, так как они подробно и понятно приведены в вышеуказанном Письме МНС РФ № ВГ-6-05/751 от 23.09.1999 г.


Дальше Закон № 62-ФЗ говорит о дополнительных вычетах только для случая погашения бумаг, полученных по новации (применяются только к первоначальным владельцам 11): из номинала (то есть цены погашения) дополнительно исключается «часть процентного дохода, подлежащего выплате по ОФЗ, и разница между ценой погашения и ценой приобретения ГКО, включенные в номинальную стоимость бумаг, полученных при новации».

Что касается ГКО, здесь все понятно: действительно обещанная 30%-ная доходность была включена в номинал. То есть при погашении новационных ГКО выручкой для налогообложения реально будет не номинал, а цена размещения Минфина РФ. А вот с ОФЗ не вполне понятно, о чем идет речь: по ним купон выплачивается совершенно отдельно от номинальной стоимости. Слова «часть процентного дохода» вообще имеют смысл только для случая реализации в период между выплатами купонов. В Основных условиях нет ни одной запятой про включение какого бы то ни было дохода в номинал ОФЗ. Так что здесь текст Закона не ясен.

Опубликование Письма МНС РФ № ВГ-6-05/751 от 23.09.1999 г. разрешило эту проблему. Его текст конкретизирует этот момент: при исчислении первичными владельцами дохода по государственным ценным бумагам, полученным в результате новации при их погашении (в том числе при направлении ОФЗ-ПД на погашение просроченной задолженности по налогам, штрафам и пеням в федеральный бюджет) дополнительно из цены погашения (номинальной стоимости погашаемых ценных бумаг) исключаются «...невыплаченные проценты (дисконт) по старым обязательствам (ОФЗ, ГКО), включенные в номинальную стоимость государственных ценных бумаг, полученных в результате реструктуризации (новации), приходящиеся на одну ценную бумагу каждого вида, полученную в результате реструктуризации (новации)...».

Эта фраза также не очень понятна, однако приведенный в тексте Письма пример разрешает последние сомнения: дополнительно вычитаемые «невыплаченные проценты (дисконт)» рассчитываются как разница между суммой новых обязательств Минфина РФ, исходя из Основных условий, (без увеличения входящих в ее состав денежных средств на 30% годовых по просроченным обязательствам) и затратами Инвестора на приобретение заменяемого пакета старых выпусков ценных бумаг (ГКО и ОФЗ).

Таким образом определяется общая сумма процентного (дисконтного) дохода, исключаемая из налогообложения налогом на прибыль по базовой ставке при погашении новых бумаг, полученных при новации. Для того, чтобы рассчитать процентный (дисконтный) доход, исключаемый из налогообложения при погашении одной бумаги каждого вида, нужно сначала умножить общую сумму исключаемого процентного (дисконтного) дохода на долю данного вида бумаг в общей стоимости нового портфеля (см.выше). А затем разделить сумму процентного (дисконтного) дохода, подлежащего исключению по всем бумагам данного вида, на количество бумаг данного вида.

Желающих получить конкретный числовой расчет опять-таки направляем к Письму МНС РФ № ВГ-6-05/751 от 23.09.1999 г.


Как мы уже отмечали, сказанное об исключении суммы процентного (дисконтного) дохода относится только к операциям по погашению новых государственных бумаг.

Что касается прочих операций с новационными бумагами (операций по их реализации в порядке вторичного обращения), то здесь опять-таки обложению подлежит разница между выручкой от реализации и оплаченной стоимостью, однако уже без дополнительных вычетов.


Еще раз напомним, рассмотренные положения Закона РФ «О налоге на прибыль...» относятся к расчету налогооблагаемой прибыли по базовой ставке (в случае кредитных организаций - 38%, в случае прочих инвесторов - 30%) и не имеют отношения к той статье Закона, в которой описывается база для налога на доходы по государственным ценным бумагам. То есть процентный (дисконтный) доход по новым выпускам ГКО и ОФЗ попадает под налогообложение налогом на доходы по государственным ценным бумагам (15%) в обычном порядке.

В соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль...» и Письмом МНС РФ № ВГ-6-05/751 от 23.09.1999 г. суммы процентного (дисконтного) дохода, попадающие под обложение 15-процентным налогом, определяются следующим образом:

1) по ОФЗ-ФД при получении купона от эмитента

a) для первых владельцев - в полной сумме купона, полученного от эмитента,

б) для приобретших ОФЗ-ФД в порядке вторичного обращения - в сумме разницы между купоном, полученным от эмитента, и накопленным купонным доходом (в дальнейшем - НКД), уплаченным при приобретении бумаг на вторичном рынке.

2) по ОФЗ-ФД при реализации их на вторичном рынке

а) для первых владельцев - в сумме разницы между НКД, полученным при реализации бумаг, и НКД, исчисленным «...с даты выпуска облигаций (или даты начала начисления дохода по очередному купону) до даты реализации...» указанных облигаций,

Примечание: если в Письме МНС РФ не опечатка, то получается, что эта сумма равна нулю. Но на наш взгляд, это все же ошибка, и процентный доход, облагаемый по 15-процентной ставке, должен равняться просто-напросто сумме НКД, полученного при реализации бумаг.

б) для приобретших ОФЗ-ФД в порядке вторичного обращения - в сумме разницы между НКД, полученным при реализации бумаг, и НКД, уплаченным «...при приобретении этих облигаций на вторичном рынке...».

3) по ГКО при их погашении у эмитента

а) для первых владельцев - в сумме разницы между номиналом (1000 руб.) и ценой размещения Минфина РФ (по выпуску 21132 цена размещения 935 руб. 42 коп. за 1 штуку, по выпуску 21133 - 878 руб.67 коп. за 1 штуку).

б) для приобретших ГКО в порядке вторичного обращения - в сумме разницы между номиналом и ценой приобретения (то есть в обычном порядке, так как для приобретателя эти бумаги не являются полученными в ходе новации).

4) по ГКО при их реализации на вторичном рынке

а) для первых владельцев - «...в связи с тем, что в соответствии со статьей 43 Налогового кодекса Российской Федерации процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления), доход рассчитывается в зависимости от времени нахождения облигаций на балансе владельца исходя из доходности, заранее заявленной (установленной) в условиях выпуска облигаций....». Таким образом, придется рассчитывать долю так называемого «накопленного дисконта» по ГКО путем деления заявленного при размещении дисконта (по выпуску 21132 - 64 руб. 58 коп. по 1 штуке, по выпуску 21133 - 121 руб. 33 коп. по 1 штуке) на срок обращения облигаций (по выпуску 21132 - 84 дня, по выпуску 21133 - 168 дней) и последующего умножения на количество дней, прошедшее с момента получения новых ГКО при новации до момента их реализации на вторичном рынке;

б) для приобретших ГКО в порядке вторичного обращения - в сумме разницы между выручкой от продажи и ценой приобретения (то есть в обычном порядке, так как для приобретателя эти бумаги не являются полученными в ходе новации).


Для кредитных организаций считаем необходимым добавить, что следует быть очень осторожным при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по базовой ставке и по 15-процентной ставке, поскольку, как видно из вышеизложенного, порядок расчета налогооблагаемой прибыли совершенно не коррелирует с данными бухгалтерского учета Инвестора, тем более банка. По 15-процентному налогу это тем более опасно, что при постановке на учет новых ОФЗ-ПД в соответствии с Указанием ЦБ РФ от «05» февраля 1999 г. № 497-У банки выделяли в бухгалтерском учете суммы купонного дохода, накопленные с момента размещения новых бумаг Минфином РФ до момент постановки указанных бумаг на учет. А так как банки привыкли сворачивать НКД на специальных счетах (б/счета №№ 613 и 614), то есть опасность и для налогообложения 15-процентным налогом принять свернутую сумму купонного дохода, а потом именно ее исключить из обложения по базовой ставке 38%.

Поэтому еще раз подчеркнем: налоговые расчеты при операциях с новационными государственными ценными бумагами не должны основываться на данных бухгалтерского учета кредитной организации, они должны осуществляться по данным первичных документов и в соответствии с условиями действующих нормативных документов.


[1] На самом деле здесь необходимо отступление о том, почему в данном случае речь с точки зрения налогообложения может идти о реализации. Ведь в общем случае при новации долга реализации обязательства не происходит. На мой взгляд ключевым моментом является то, что в порядок расчета новых обязательств Минфина заложено увеличение стоимости портфеля бумаг.
[2] Если Инвестор проводил новацию в пропорциях, отличающихся от общего случая, сделать соответствующие расчеты для него не сложно
[3] Что считать этим моментом? Скорее всего реально считается 15 декабря 1998 года.
[4] Речь идет о документах ЦБ РФ и Минфина РФ, регламентирующих осуществление новации. Эти документы датированы «21» декабря 1998 г., примерно тогда же и опубликованы.
[5] Цена размещения каждого из этих выпусков ГКО доводится до сведения Инвестора в Отчете по итогам новации.
[6] Таким образом реально старая редакция Закона о налоге на прибыль не может применяться к налогообложению результатов новации.
[7] Эта редакция Закона «О налоге на прибыль...» должна применяться теми инвесторами, которые получили от своего дилера Отчет о проведении новации до «31» марта 1999 г. включительно.
[8] Эта редакция Закона «О налоге на прибыль...» должна применяться теми инвесторами, которые получили от своего дилера Отчет о проведении новации начиная с «01» апреля 1999 г.
[9] О том, что это за доход, мы поговорим ниже - уже в формулировках Закона РФ № 62-ФЗ.
[10] Финансовый результат по-прежнему определяется как разница между выручкой и оплаченной стоимостью.
[11] Это прямо написано в Законе.