Новация государственных ценных бумаг

Три варианта налогообложения


Автор: Петренко Елена Владимировна


Указанием ЦБ РФ № 497-У от 05.02.1999 г. «О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФЗ при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.12.1998 г. № 1787-Р» (далее - Указание) для кредитных организаций установлен порядок бухгалтерского учета операций, осуществляемых банками в ходе новации государственных облигаций.

Изложенная в данном Указании методика бухгалтерского учета имеет важную особенность: после осуществления всех необходимых проводок стоимость пакета новых ценных бумаг (ГКО, ОФЗ-ПД и ОФЗ-ФД) получается равной стоимости пакета старых (заменяемых) облигаций (ГКО и ОФЗ-ПК). Происходит это по той причине, что новые облигации на балансовом счете № 50103 «Долговые обязательства Российской Федерации, приобретенные для инвестирования» кредитные организации должны учитывать по так называемым «ценам их приобретения», которые определяются:


Таким образом, фактически за счет «подгонки» цен приобретения ОФЗ-ФД стоимости старого и нового пакетов получаются равными между собой.

Этот факт может ошибочно навести кредитные организации на мысль, что при проведении новации не возникает никакого налогообложения. Однако, налоговые органы придерживаются иного мнения по этому вопросу. Дело в том, что только для кредитных организаций при бухгалтерском учете новации стоимости старого и нового портфелей получаются разными. Что же касается небанковских предприятий и организаций, то у них при осуществлении бухгалтерских проводок по операциям новации стоимость нового портфеля получается больше стоимости старого. Это объективная ситуация (если не заниматься «подгонкой» стоимости одних из получаемых облигаций под заранее заданную общую стоимость пакета, как этого требует Указание ЦБ РФ), так как сумма обязательств Минфина РФ больше рыночной стоимости бумаг на момент прекращения платежей по ним (на 17.08.1998 г.), и кроме того, возникает дополнительная сумма обязательств Минфина РФ из расчета 30% годовых (см. совместное Положение Минфина РФ и ЦБ РФ «О порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств» от 21.12.1998 г. № 258, № 375-Т, далее - «Положение»).

Справедливости ради нужно отметить, что в отличие от банков, методика бухгалтерского учета новации для предприятий не зафиксирована четко ни в одном нормативном документе Минфина РФ. Однако есть полуофициальная точка зрения Минфина РФ и ГНС РФ, доведенная до сведения предприятий и организаций на различных семинарах и в различных статьях (например, журнал «Главбух», номер 4 за февраль 1999 года).

Поскольку по этой методике стоимость нового пакета получается больше старого, возникает налогообложение налогом на прибыль (или на доходы по государственным ценным бумагам).

Нужно отметить, что при определении наличия или отсутствия налогооблагаемой базы по налогу на прибыль налоговые органы исходят не из данных бухгалтерского учета, а из данных первичных документов организации. Это еще одна сторона коренной проблемы российской налоговой системы: налоговый учет у нас оторван от бухгалтерского. Налоговому органу, по большому счету, все равно, как вы ведете бухгалтерский учет и ведете ли вы его вообще, главное, чтобы налоги считались правильно. Поэтому тот факт, что по данным бухгалтерского учета у коммерческого банка никаких финансовых результатов при новации не возникает, не служит для налогового органа основанием для признания отсутствия налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Уже имеются официальные заявления представителей федеральных и московских налоговых органов о том, что по крупным банкам-налогоплательщикам налоговые инспектора будут вручную пересчитывать налогооблагаемую базу по данным первичных документов, игнорируя данные бухгалтерского учета.

Однако понятно, что не все превышение стоимости нового портфеля для старым должно облагаться налогом на прибыль, поскольку в Законе «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Статья 2, п.4, сказано, что «...Не включается в налогооблагаемую базу прибыль, полученная в связи с выкупом (погашением), в том числе новацией, ... ГКО и ... ОФЗ ... при условии реинвестирования полученных средств от их погашения (новации) во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги...». Таким образом, возникает необходимость расчета налога на прибыль пропорционально реинвестированию полученных средств в новые бумаги.

Общая идея такова: налогооблагаемая база определяется как стоимость новых обязательств по ценам Минфина РФ, включая денежные средства и дополнительную сумму обязательств из расчета 30% годовых, минус первоначальные затраты организации на приобретение заменяемого пакета. Получившаяся часть разбивается пропорционально доле, реинвестированной в новые бумаги, и доле, полученной в виде денежных средств. С суммы, пропорциональной доле, полученной в виде денежных средств, уплачивается налог на прибыль. Если весь реструктурируемый пакет состоял только из ГКО, то налог будет уплачиваться по ставке 15% (т.е. это будет налог на доходы по государственным ценным бумагам - разновидность налога на прибыль). Если весь заменяемый пакет состоял из ОФЗ, то налог на прибыль будет уплачиваться по ставке 38% (для кредитных организаций базовая ставка налога на прибыль с 01.04.1999 г.). Если заменяемый пакет состоял и из ГКО, и из ОФЗ, то нужно опять-таки считать долю и тех и других в первоначальном пакете и расчитываться налогооблагаемую базу по ставке 15% и по ставке 38% пропорционально рассчитанным долям.


Разберем несложный пример (цифры условные) для расчета налога на прибыль по методике Минфина РФ и ГНС РФ.

В портфеле организации находятся следующие бумаги:

100 шт. ГКО 1 серии, со сроком гашения 04.11.1998 г., приобретенных по стоимости 800 руб. за штуку, на общую сумму 80.000 руб.;

120 шт. ГКО 2 серии, со сроком гашения 19.05.1999 г., приобретенных по стоимости 650 руб. за штуку, на общую сумму 78.000 руб.;

110 шт. ОФЗ-ПК, со сроком гашения 21.07.1999 г., приобретенных по номиналу 1000 руб. за штуку (для упрощения не будем учитывать купонный доход, уплаченный при их приобретении), на общую сумму 110.000 руб.

Таким образом, общая стоимость приобретения обмениваемого пакета 268.000 руб.


Обмен осуществляется по третьему варианту «Основных условий», как для большинства участников рынка.

Сумма задолженности Минфина РФ будет определена как произведение количества облигаций каждого вида на их стоимость, указанную в Приложении № 9 к вышеупомянутому «Положению». В нашем примере сумма задолженности составит:

1) по ГКО 1 серии: 100 шт. * 918,02 руб. = 91.802 руб.

2) по ГКО 2 серии: 120 шт. * 738,40 руб. = 88.608 руб.

3) по ОФЗ: 110 шт. * 1275,12 руб. = 140.263,20 руб., в том числе НКД 30.263,20 руб.

Общая сумма задолженности: 91.802 + 88.608 + 140.263,20 = 320.673, 20 руб.


Теперь определим стоимость каждого вида ценных бумаг, получаемых в результате обмена.

1) сумма, подлежащая направлению на приобретение ОФЗ-ФД:

320.673,20 руб. * 70% = 224.471,24 руб.

2) сумма, подлежащая направлению на приобретение ОФЗ-ПД:

320.673,20 руб. * 20% = 64.134,64 руб.

3) сумма дополнительных обязательств Минфина РФ по облигациям, срок погашения которых наступил (в нашем примере ГКО 1 серии). Сумма дополнительных обязательств определяется исходя из расчета доходности 30% годовых за период с 01.11.1998 г. (даты погашения облигаций, установленной условиями их эмиссии) до 12.01.1999 г. (даты опубликования нормативных документов по новации). В нашем примере данный период содержит 69 дней.

(91.802 руб. * 30% * 69 дней) / 360 дней = 5.278, 62 руб.


Определим сумму, на которую будут выданы новые ГКО (2/3 от суммы обязательств Минфина РФ по выплате денежных средств).

сумма денежных обязательств Минфина РФ: 320.673,20 * 10% = 32.067,32 руб.

общая сумма денежных обязательств: 32.067,32 + 5.278,62 = 37.345,94 руб.

сумма, на которую будут выданы новые ГКО: 37.345,94 руб. * 2/3 = 24.897,29 руб.


Определим теперь количество ценных бумаг и размер денежных средств, которые получает организация в результате обмена.

1) новые ценные бумаги на сумму 312.470 руб., в том числе:

ОФЗ-ФД в количестве 22.447 шт. на сумму 224.470 руб. (остаток денежных средств 1,34 руб.)

ОФЗ-ПД в количестве 64 шт. на сумму 64.000 руб. (остаток денежных средств 134,04 руб.)

новые ГКО в количестве 24 шт. на сумму 24.000 руб. (остаток денежных средств 897,29 руб.).

2) денежные средства в размере 13.481,82 руб., в том числе:

енежные средства в сумме 12.448,65 руб. (37.345,94 - 24.807,29)

остатки («хвосты») средств, которые не могут быть инвестированы в новые бумаги, в сумме 1.033,17 руб. (1,34 + 134,64 + 897,29).


Определим, наконец, налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, возникшую от обмена (реализации) старых бумаг на новые.

Превышение стоимости портфеля новых обязательств над ценой приобретения первоначальных бумаг составит:

325.951,82 руб. - 268.000 руб. = 57.951,82 руб.

Это превышение включает в себя:

1) купонный доход по ОФЗ в размере 30.263,2 руб.;

2) процентный (дисконтный) доход по ГКО, исчисляемый как разница между ценой их погашения (по данным Минфина РФ) и балансовой стоимостью (ценой приобретения), в размере 22.410 руб. (91.802 - 80.000 = 11.802 руб. по ГКО 1 серии, и 88.608 - 78.000 = 10.608 руб. по ГКО 2 серии).;

3) прочая прибыль от обмена ценных бумаг в размере 5.278,62 руб. (57.951,82 - 30.263,2 - 22.410).

Мы уже цитировали выше Закон «О налоге на прибыль...» в том плане, что доход по государственным ценным бумагам и прибыль от их обмена (новации) не подлежат налогообложению в доле, направленной на приобретение новых бумаг (на реинвестирование). Следовательно, нужно определить долю средств, направленных на приобретение новых бумаг, и долю средств, остающихся в распоряжении организации.

Доля средств, направленных на приобретение новых облигаций:

(312.470 / 325.951,82) * 100 = 95,864%

Соответственно, доля средств, остающихся у организации:

100% - 95,864% = 4,136%

Доля прибыли, облагаемой налогом по базовой ставке (38%):

5.278,62 руб. - (5.278,62 руб. * 95,864%) = 218,32 руб.

Доля прибыли, облагаемой налогом на доходы по ставке 15%:

(30.263,2 руб. + 22.410 руб.) - (30.263,2 руб. + 22.410 руб.) * 95,864% = 2.178,56 руб.

Кроме того, у кредитной организации сумма в размере 2.396,88 руб. (218,32 + 2.178,56) будет облагаться налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.


Помимо всего вышеизложенного нужно также отметить, что если к моменту 17.08.1998 г. ГКО и ОФЗ, находящиеся на балансе кредитной организации, были переоценены, и с переоценки был уплачен налог либо по ставке 15% (для ГКО), либо по базовой ставке (для ОФЗ), то уплаченные налоги с переоценки можно вычитать при текущем налогообложении результатов новации.

Получаемый по новым бумагам в текущем периоде купонный доход может быть уменьшен для налогообложения налогом на доходы по ставке 15% только на накопленный купонных доход, входящий в стоимость новых бумаг при их постановке на учет в ходе новации. Если был уплаченный купонных доход по старым (обмениваемым) бумагам, то он не вычитается, а присовокупляется к балансовой стоимости ценных бумаг в бухгалтерском учете, и участвует в расчете налога на прибыль как часть цены приобретения.