УПРАВЛЯТЬ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО

Специальный порядок проведения аудиторских проверок предприятий, имеющих в уставном капитале доли города Москвы.

Петренко Елена Владимировна
Директор Консультационно-аудиторской фирмы "Деловая Перспектива",
советник Председателя Московского РО ФКЦБ России

Ефимов Максим Вячеславович
ведущий специалист Московского РО ФКЦБ России

В последнее время особую актуальность приобрела проблема управления долями города Москвы в хозяйствующих субъектах.

В реестре предприятий с долей города находится порядка 500 организаций. Распределение по относительной величине доли в уставном капитале следующее:

В 247 предприятиях город имеет менее 25%, что в большинстве случаев исключает возможность влияния на принятие решений в интересах города. Отсутствие контрольного пакета не предполагает устранения города от управления, а лишь создает дополнительные препятствия. Как показывает практика, пути преодоления этих препятствий существуют.


Сейчас в России разрабатывается проект по созданию некоммерческой структуры, призванной защищать интересы портфельных инвесторов, владеющих неконтрольным пакетом акций. Рабочее название организации «Фонд поддержки инвестиционных меньшинств». Предполагаемые направления деятельности - юридическая практика специалистов по защите прав акционеров, участие в собраниях акционеров от имени акционера, информационно-аналитическая работа. В планы организации входит проведение нескольких громких судебных дел по защите прав акционеров, результаты и ход которых широко будут пропагандироваться в прессе. К сожалению, инициаторами создания подобной структуры являются западные инвесторы (в частности г-н Дж.Сорос), преследуя цели защиты своих инвестиций в России. Однако в защите нуждаются и российские акционеры, и государство как акционер.

Отсутствие контроля со стороны города приводит к уменьшению и исчезновению доли города. Московским РО ФКЦБ РФ обнаружено порядка 18 хозяйствующих субъектов, где доля города либо уменьшилась, либо сведена к нулю. Причины и законность выявленных изменений предстоит выяснить.

Нарушается действующее законодательство о порядке государственной регистрации выпусков ценных бумаг. Выявлено 84 предприятия с долей города, которые не зарегистрировали эмиссии акций.

Основными причинами создавшейся ситуации является:

В целях совершенствования управления долями города необходима организация работы по ряду направлений.

Отсутствие достоверной и доступной бухгалтерской отчетности не позволяет провести полноценный финансово-экономический анализ предприятия. Существующие формы отчетности носят явно выраженный фискальный характер, где отсутствуют сведения о доле бартерных сделок в общей выручке, о степени загруженности основных производственных фондов, о производственных показателях в натуральном выражении, о дивидендных выплатах и т.д. Требуется разработка новых форм обязательной отчетности. Внедрение новых форм в официальную статистику позволит повысить открытость московского фондового рынка, и тем самым сделать еще один шаг в направлении защиты интересов вкладчиков и акционеров.

В связи с этим планируется с 01.01.1999 г. ввести в действие на территории г.Москвы новые формы финансовой отчетности для предприятий с долями города, установить обязательность их представления в органы статистики, а также обязательность подтверждения указанных форм отчетности аудитором.

Кроме того, большинство предприятий с долей города в уставном капитале являются открытыми акционерными обществами. Согласно п.1 Основных критериев (системы показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1355 от 07.12.1994 г., организации, созданные в форме открытого акционерного общества, подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке. Однако отсутствие утвержденных стандартов аудиторской деятельности не позволяет использовать аудиторские заключение в качестве достоверного источника информации о финансово-экономическом положении предприятия.

В этой связи в июле-августе 1998 года Московским РО ФКЦБ России с привлечением профессиональных аудиторов разработано Положение об обязательном порядке проведения текущего наблюдения и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы (далее по тексту - Положение), где отдельным разделом выделены направления анализа и проверки деятельности предприятий с долей города. Указанное Положение было утверждено Постановлением Правительства Москвы от 06.10.1998 г. № 763.

Целью настоящей статьи является изложение основных тезисов нового нормативного документа, который, начиная с отчетности на 01.01.1999 г. станет для аудиторских компаний, в числе клиентов которых есть предприятия с долями Москвы, обязательным к выполнению.

Распорядителям средств города Москвы как субъекта Российской Федерации необходимо знать, достигает ли акционерное общество, все или часть акций которого находится в собственности города Москвы (далее по тексту - Общество), поставленных при его учреждении целей и является ли его деятельность экономичной и эффективной.

Положение ставит своей главной целью предоставление ключевой информации акционерам проверяемого Общества, а также его руководству в целях содействия осуществления им более эффективного управления материальными и финансовыми ресурсами в интересах акционеров.

Положением предусматривается два вида наблюдения за Обществами:

Положение регламентирует порядок проведения текущего наблюдения, аудиторской проверки в рамках обязательного и инициативного аудита, с предоставлением оценки подходов и принципов управленческого учета, а также составления и представления отчетов и аудиторских заключений.

Положение будет распространяться на все случаи проведения обязательных (как ежегодных, так и разовых) и инициативных аудиторских проверок обществ, в уставном капитале которых есть доля участия города Москвы.

Аудиторской проверке и текущему наблюдению подлежат также:

Аудиторские проверки обществ должны проводиться организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности на территории Российской Федерации, с которыми заключены соответствующие договоры на аудиторскую проверку (совместно именуемые далее по тексту - аудиторы).

Договоры на проведение аудиторской проверки заключаются между аудитором и хозяйствующим субъектом. Заказчиком работ в рамках аудиторской проверки выступает хозяйствующий субъект. При этом потребителями информации, полученной в ходе аудиторской проверки и отраженной в аудиторском заключении и аудиторском отчете, являются собственники (участники) хозяйствующего субъекта, в том числе и государственные органы, представляющие Правительство г.Москвы.

Аудиторские проверки обществ проводятся аудиторами путем привлечения лиц, прошедших аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестованные специалисты).

Выбор аудитора осуществляется по решению общего собрания участников общества по представлению Совета директоров (или иной аналогичной структуры) общества.

Положением предполагается, что аудиторские проверки обществ могут осуществляться аудиторами, удовлетворяющими следующим требованиям:

По всем вышеперечисленным критериям аудитор должен будет предоставить руководству общества соответствующие обязательства в письменной форме.

Кроме того, к аудитору при заключении соответствующего договора могут быть предъявлены дополнительные требования, например:

Помимо всего вышеперечисленного Правительство г.Москвы имеет право вводить дополнительные требования или критерии для аудиторов, осуществляющих аудиторские проверки обществ, в уставном капитале которых имеется доля города, а также вводить институт уполномоченных аудиторов или аккредитацию аудиторов при Московском Правительстве или при Московской аудиторской палате.


В процессе проведения аудита обществ, в уставном капитале которых имеется доля города Москвы, аудитором должны быть достигнуты следующие цели:

Предполагается, что в процессе аудиторской проверки аудитор будет рассматривать следующие аспекты деятельности обществ:

При этом аудитор должен дать ответы на следующие вопросы:

В ходе аудиторской проверки аудитор производит также оценку финансово-хозяйственного положения общества, составной частью которого является оценка реальной стоимости активов общества, выделенных в отдельные категории:


Для получения наиболее полной картины финансово-хозяйственного положения общества аудитор должен также оценить качество пассивов общества по следующим направлениям:

В отношении выданных поручительств, авалей по векселям и другим видам гарантийных обязательств аудитор рассматривает вероятность возможного взыскания сумм по обязательствам и последствия, которые это может иметь для общества.

По имеющимся судебным искам и претензиям оценивается предполагаемый исход судебного разбирательства и объем возможных потерь.

Необходимым направления анализа финансового положения общества является анализ его доходов и расходов.

Расходы

Аудитор рассматривает обоснованность расходов, разумность осуществляемых трат, их соответствие уровню полномочий руководителей и политике общества. Отдельно рассматриваются вопросы оплаты труда и иных видов вознаграждения работников, в том числе управленческого персонала.
При рассмотрении правильности отнесения на себестоимость расходов общества аудитор оценивает основные налоговые риски.

Доходы

Аудитор оценивает правильность, полноту и своевременность отражения всех существенных видов доходов и оценивает прибыльность общества по видам деятельности.
Особо рассматриваются случаи неполучения запланированных доходов из-за неплатежеспособности контрагентов, промедления во взыскании, случаи упущенных доходов из-за вложений в низко доходные инструменты (поддержание избыточной ликвидности).
Аудитор также рассматривает обоснованность распределения прибыли и использование будущей прибыли (доходы будущих периодов). Оценивается целесообразность и правильность формирования и использования различных фондов, регламентирование этих процессов внутренними документами.

В случае наличия специфических требований к содержанию аудиторских проверок обществ, осуществляющих особые виды деятельности (кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, биржи, внебюджетные, пенсионные и инвестиционные фонды), такие требования также должны будут учитываться аудитором при проведении аудиторских проверок обществ.

Помимо проведения аудиторских проверок в обязанности аудиторов также вменяется текущее наблюдение за финансово-хозяйственным положением общества. Целью текущего наблюдения является проведение анализа финансового состояния предприятия в поквартальном либо в помесячном режиме для возможности оперативного решения вопросов распоряжения акциями и долями собственником.

Текущее наблюдение осуществляется путем анализа представленных обществом дополнительных форм статистической отчетности и расчетных показателей финансового анализа, вводимых Правительством г.Москвы с 01.01.1999 г. (см.выше).

Выбор режима подготовки дополнительных форм статистической отчетности и расчетных показателей финансового анализа (поквартально или по итогам года) определяется Приложениями №№ 1 и 2 Постановления ....

Заполнение дополнительных форм статистической отчетности и расчетных показателей финансового анализа производится обществом самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций, по усмотрению руководителя организации. В обязанности аудитора входит контроль за достоверностью информации, представленной в стандартной бухгалтерской отчетности и дополнительных формах отчетности и проверка правильности расчета показателей финансового анализа, производимого на основании данных бухгалтерской и статистической отчетности.

Положение также вводит особый порядок составления Аудиторского заключения по результатам проверки деятельности обществ, в уставном капитале которых есть доля города Москвы. Аналитическая часть Аудиторского заключения должна состоять из трех основных разделов:

Первый раздел должен включать в себя:

Второй раздел имеет жесткую структуру, представленную в таблицах, и должен включать в себя:

Третий раздел представляет собой любые другие пояснения, комментарии и рекомендации, которые аудитор считает необходимым или полезным довести до сведения руководства и собственников общества.

Кроме того, предполагается, что аудитор будет подтверждать не только обычную бухгалтерскую отчетность, но и новые формы статистической (финансовой) отчетности, специально вводимые Правительством Москвы для повышения качества финансового анализа обществ.

Пользователями информации, представленной в новой форме Аудиторского заключения, смогут быть не только государственные органы Правительства г.Москвы, представляющие собственника (Москомимущество, Москомстат, Департамент финансов, Московское отделение ФКЦБ РФ), но и прочие акционеры (участники) вышеуказанных обществ, в том числе и физические лица.



[1] Для целей настоящей статьи под достоверностью отчетности понимается такая степень точности бухгалтерской отчетности, подготовленной во всех существенных аспектах в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, которая позволяет делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности общества и принимать основанные на этих выводах правильные решения.
Для определения уровня существенности при планировании и проведении аудита аудитор должен основываться на внутрифирменных стандартах, если законодательством и нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность, не установлены более жесткие требования.